Снимите
пластик, разыщите элементы системы зажигания. Коммутатор найти
несложно: это небольшая пластмассовая коробочка с разъемом, куда
подходят 5 либо б проводов с изоляцией разных расцветок. Обнаружить
катушку зажигания еще проще: к ней от свечи зажигания ведет
высоковольтный провод (он толще других). Электромагнитный датчик и
генератор расположены в двигателе, но проверить их работоспособность
можно и без его разборки.
Представьте, как действует
электросистема. Напряжение поступает с генератора на коммутатор и
накапливается в конденсаторе. По сигналу электромагнитного датчика
конденсатор мгновенно разряжается на катушку зажигания. В ней
напряжение этого импульса повышается до нескольких тысяч вольт и по
высоковольтному проводу, через свечной колпачок, поступает на свечу. От
коммутатора или датчика к замку зажигания подходит провод - он для
того, чтобы глушить двигатель: когда замок выключен, провод замкнут на
«массу». Ваша задача проверить все эти цепи.
Вооружитесь
цифровым мультиметром, настройте его на режим измерения сопротивления.
Убедитесь, что двигатель находится в электрическом контакте с рамой
скутера. Затем определите назначение проводов, подходящих к разъему
коммутатора. Начните с провода «массы» (обычно он зеленого цвета) -
между ним и рамой сопротивление должно быть равно нулю. К катушке
зажигания подходят два провода: один соединен с «массой», другой идет
на коммутатор. Посмотрите, какого цвета «коммутаторный» (найдете его в
разъеме коммутатора).
Разберите «клюв» скутера. Освободите от защитного колпачка замок зажигания.
Выберите
среди проводов те, что к нему подходят. Тот, что совпадает по расцветке
с одним из проводов на разъеме коммутатора, и есть «глушащий» провод.
Остается определить назначение двух проводов -от питающей катушки
генератора и от электромагнитного датчика. Черный с красной полосой,
как правило, отдатчика, другой -от питающей катушки. Чтобы убедиться,
что не ошиблись, измерьте сопротивление между ними и «массой»:
сопротивление датчика в 2-3 раза больше, чем у высоковольтной обмотки
генератора.
Электросхема Suzuki Sepia отличается от описанной:
у нее коммутатор и катушка зажигания объединены в один корпус. Тут
можно проверить только провода, идущие к нему, и сопротивление обмотки
генератора, которая одновременно является и датчиком.
Проверять
узлы удобнее и надежнее, если станете измерять сопротивление на клеммах
проводов, идущих к коммутатору. Заодно проверите и проводку: бывает,
что электроцепь разорвана в ней. Если мультиметр показывает, что
сопротивление одного из них равно бесконечности, то, «двигаясь» вдоль
него, найдете обрыв.
«Движение» начните со свечного колпачка.
Заглянув в него, убедитесь, что пружинка, установленная на контакте, не
потерялась, а сам колпачок надевается на свечку с заметным усилием
(если крепление ненадежное, двигатель будет работать с перебоями). Эта
деталь обязательно должна быть оборудована резиновым уплотнительным
кольцом - иначе в сырую погоду искра будет «убегать» на «массу».
Проверять
вторичную обмотку проще одновременно с инспекцией высоковольтного
провода и свечного колпачка. Снимите колпачок со свечи и проверьте
сопротивление между клеммой, которая надевается на свечу, и «массой». У
нас получилось около 7,5 Ом, Теперь отсоедините колпачок от провода и
определите сопротивление между проводником провода и «массой» - должно
получиться около 2,5 кОм. Следовательно, сопротивление
помехопо-давляющего резистора 5 кОм. Сопротивление провода должно быть
равно нулю.
Если понадобится заменить высоковольный провод,
ищите только тот, что с металлической жилой. Автомобильный
высоко-омный, имеющий волоки истую жилу с углеродным наполнителем,
здесь непригоден!
Теперь наступил черед катушки зажигания.
Здесь нужен цифровой вольтметр -сопротивление первичной обмотки
незначительно, и стрелочный прибор не даст точных данных. Проверьте
сопротивление между проводом, который идет к катушке, и «массой». Тут
есть особенность. Если замкнуть щупы цифрового омметра, его показания
обычно больше нуля. Запомните, сколько именно, и вычтите эту величину
из показаний при проверке катушки. Разница должна быть равна 0,2-0,3 Ом
-это и есть сопротивление первичной обмотки. С катушкой зажигания все в
порядке? Идем дальше.
Следующий этап - цепь «заглушки» мотора.
Подсоедините мультиметр к проводу, идущему от колодки коммутатора к
замку зажигания. Поверните ключ зажигания: в положении «выключено»
прибор должен показать ноль, в положении «старт» - «бесконечность».
Остается
проверить состояние электромагнитного датчика и питающей обмотки
генератора. Найдите в разъеме коммутатора черный провод с красной
полосой, измерьте мультиметром его сопротивление относительно «массы»:
оно должно составить около 500 Ом. Это датчик. Сопротивление провода
питающей обмотки (в нашем случае он синий с белой полосой) - 150-200
Ом. Если величина заметно меньше, возможно, в питающей катушке
произошло внутреннее замыкание. В этом случае она уже не даст
достаточного напряжения для искры. Если остались сомнения в
работоспособности детали, обратитесь в мастер- скую: для демонтажа и
диагностики генератора потребуется специальное оборудование.
Попытаетесь разобрать генератор своими силами - можете его сломать.
Если
все вышеперечисленные элементы системы зажигания в порядке, а
«массовые» провода надежно соединены с «землей», но искры по-прежнему
нет, значит, неисправен коммутатор. Проверить его в условиях гаража
невозможно - придется обратиться в техсервис или, чтобы не морочить
себе голову, купить новый коммутатор. Когда будете искать причину
«гибели» замененного, не слушайте тех, кто скажет, что авария произошла
из-за того, что вы ездили без аккумулятора. Это чушь! Системы
электроснабжения, в которую входит АКБ и зажигание, на скутерах
полностью независимы.
А теперь о том, как проще всего
уничтожить электрооборудование. Рано или поздно на «пожилом» скутере
нужно что-то подварить. Помните, если будете работать электросваркой,
даже если нужно всего лишь что-то «прихватить» или «поставить точку»,
обязательно отсоедините коммутатор и стабилизатор напряжения -иначе их
угробите. Во время сварки закрепите «массу» сварочного аппарата как
можно ближе к месту сварки. Учтите, силовые агрегаты большинства
скутеров крепятся к раме через сайлент-блоки - они не пропускают ток.
Значит, ток пойдет по «массовым» проводам. А это смерти подобно: за
несколько секунд сварочный ток превратит провода в комок «армированной»
расплавленной пластмассы.
scootvl.ru
|